Завет между Богом и человеком |часть 2|

Цель и сущность завета

Исследуя писания, мы встречаем не один завет Бога с человеком и ниже мы рассмотрим некоторые из них. Но по своей сущности и цели это один и  тот же вечный «завет благодати», посредством которого Бог последовательно и неизменно достигает поставленной цели искупления и преобразования человека в образ Христа.

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Откр21:3

Первый завет, о котором далее пойдет речь, это «завет дел», заключенный с Адамом, хотя в повествовании об Адаме и Еве не упоминается слово завет, но все его составляющие присутствуют.  В Книге Осии 6:7 сказано: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне».  В  данном отрывке вероятней всего подразумевается, что Адам состоял в отношениях завета, которые он впоследствии нарушил.

В требовании к Адаму о том, чтобы он не ел плодов дерева познания добра и зла, мы видим обещание Бога о наказании за непослушание, соответственно за послушание Адам был бы удостоен вечной жизни и благословения. Хотя завет, существовавший до грехопадения, определялся разными терминами (например, Адамов завет или завет природы), судя по всему, самым приемлемым его наименованием является «завет дел», так как  участие в благословениях этого завета зависело от повиновения, или от дел со стороны Адама и Евы. Как и во всех заветах Бога с людьми, здесь нет ни каких переговоров о его условиях. Бог властно излагает завет Адаму и у него нет возможности, что-то изменить. Есть только свобода выбирать повиноваться или нет.

Несмотря на то, что Адам нарушил завет Бога, он не попал тут же в ад. Но Бог заключает с ним следующий завет —  завет об Искупителе, который произойдет из рода Адама и победит грех, с которым Адам не справился: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту»(Быт.3:15)

Постановление следующего завета не означало, что первый был полностью аннулирован,  т.е. некоторые постановления перешли в последующий завет, такие как брак, труд, владычество землей, поклонение Богу.

Единственное, что теперь не имело основания — это вечная жизнь посредством дел.  После грехопадения это обещание Бога стало реально только по благодати и милости Божьей.  Но и этот завет был нарушен, люди всей своей сущностью впали в грех, злодеяния умножились. Потомки Сифа, которые начали призывать имя Господне, стали  соединяться с безбожным поколением Каина и стали пренебрегать Духом Божьим.

На что реакция Бога была определена Его словом, “…Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет” и “истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю”.

Не смотря на изменения человечества, Бог остается неизменным в Своем завете благодати (искупления). Ной обрел благодать пред очами Господа.  Ной не трудом выстрадал себе спасение, он “обрел благодать пред очами Господа”. На иврите можно прочитать, что благодать была вмещена в Ноя, как бы втиснута в него. Раньше старые проповедники говорили: “Вы не можете найти благодать, благодать находит вас”.

Благодать дала Ною веру. Написано, что Ной был непорочным в роде своем. Это говорит о том, что он был истинным верующим и ходил путями Господними. И он ходил с Богом. Несмотря на то, что весь мир отпал от благодати Божией, повернулся спиной к Господу, Ной остался верным Ему:  “Верою Ной… приготовил ковчег…”  — читаем мы в Послании к евреям 11 главе. Здесь сказано, что Господь предупредил Ноя о готовящемся потопе. И Ной поверил тому, что сказал ему Бог.  И в определенный момент пришел потоп и все человечество, кроме Ноя и его семьи было уничтожено. Прошло какое-то время, воды стали спадать, и ковчег приблизился к земле. На горе Арарат, где оказался ковчег, Господь Бог заключил новый завет с Ноем. Бог сказал, что благословит Ноя и его сыновей. “И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю” (Быт. 9:1).

Господь повелел людям размножаться и населять землю. Благодать Божия опять почила на человечестве через Ноя. Второй стих девятой главы книги Бытие говорит о том, что Ной стал владычествовать на земле, как это было с Адамом до его падения. Бог заключает с Ноем новый завет. Господь говорит, что больше не разрушит все живое на Земле водами потопа. Знамением же этого завета Господь поставил радугу

Далее  в 11 главе Бытия мы читаем, что люди удаляются от ковчега. От Арарата они стали двигаться куда-то на юг. В конце концов, они пришли на плодородные земли Месопотамии. Со времен Ноя население выросло. Конечно, это не произошло мгновенно, потребовалось какое-то время, чтобы население увеличилось. Описывая передвижение людей по земле, Библия ничего не говорит об их духовности. Мы не найдем слов о том, что люди поклонялись Богу. Ничего не сказано о том, что они искали волю Божию и Его силу. Они искали лишь место, которое бы понравилось им. В это время они все говорили на одном языке.

Население земли увеличивалось, перед людьми возникали такие вопросы: “А что нам есть? Как заниматься сельским хозяйством? Как обустроить свою жизнь?” Они достигли успеха во всем этом, жизнь стала намного легче и удобней. В 10 главе Бытия описывается, как все человечество разделилось на три колена, которым дали начало три сына Ноя. У людей был выбор. Первое: повиноваться Богу. Вы можете спросить: что значит повиноваться Богу здесь? Бог дважды, в первой главе и позже, заповедал людям: “Плодитесь, размножайтесь, расселяйтесь по земле и владычествуйте над нею”. Но люди не повиновались этой заповеди. Они мечтали о правительстве, которое объединило бы весь мир. Они надеялись построить единую культуру, в которой был бы один народ, одно правительство на всех, сильное, авторитетное. И они решили построить памятник себе. Они сказали: “Мы построим башню, которая достигнет небес, так что каждый будет знать, кто мы такие”.

Им не было дела до планов Бога и Его воли. Но планы Божьи от этого не изменились. Эти люди нарушили завет. Завет, который Бог заключил с Ноем и его потомками. В 5 стихе 11 главы бытие говорится, что в наказание Господь сошел и смешал их языки. Больше они не понимали друг друга. Те, кто говорили на одном языке, пошли в одну сторону, построили город, создали свою культуру. Те, кто говорили на другом языке, естественно, пошли в другом направлении. Место, где они хотели построить башню, называется Вавилон. Именно в этом месте появились разные народы и разные культуры, те, которые дали начало всем нынешним народам. Какова картина человеческой сути? Человек не хочет знать волю Божию, хотя Бог и милостив. Человек хочет творить лишь свою волю.

Как же теперь поступает Бог? Неужели планы Его нарушились? Нет, нет и еще раз нет, потому что даже когда у человека ничего не получается, Бог по-прежнему осуществляет Свои планы. Помните, во втором завете с Адамом Он пообещал Искупителя? Теперь Бог начинает готовить приход этого Искупителя.

Он призывает одного человека и от него производит новый народ, Божий народ. И имя этого человека — Авраам. Народ, который произошел от него, — это израильский народ. Далее в Ветхом Завете речь идет только об этом народе. Завет с Авраамом описывается подробно в 12 главе Бытия первых трех стихах. Но на протяжении всей книги Бытия этот завет опять и опять повторяется.

Бог призвал Авраама и сказал ему: “Оставь свою землю, своих родных, оставь все и пойди в ту землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ Израиль. Я благословлю тебя, Авраам. Я сделаю твое имя великим, и ты станешь благословением для множества людей. Я благословлю тех, кто благословляет тебя, и прокляну того, кто проклинает тебя. В тебе благословятся все племена земли”.

Бог говорит о Евангелии, о том, что оно распространится по всему миру, но Авраам должен повиноваться Богу. Он должен оставить свою родину. Он должен оставить своих родственников и пойти в ту землю, которую ему покажет Бог, он должен пойти верой. Бог говорит: “Я дам тебе эту землю”.

Земля обетованная — Палестина. Но мы должны понимать, что в этом обетовании речь идет не только о земной жизни, но и о духовной тоже. Вы думаете, Авраам просто искал какую-нибудь землю на нашей планете? Или он искал что-то возвышенно-необыкновенное? Давайте посмотрим, что сказано в Послании к евреям в 11 главе 8-м стихе: “Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет”. Когда он покинул свой дом, он даже не знал, куда идет. Это — вера. 9 стих: “Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой…” Земля, которую Бог обещал Аврааму, не была ему домом, она была ему чужой. “…и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он (Авраам) ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог”. Авраам стремился не столько к земному городу, сколько к городу небесному, строителем и художником которого является Бог. В 12 стихе сказано, что у него множество потомков: “так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском”. В 13 стихе мы читаем, что все эти потомки Авраама умерли в вере, не получив обещанного. Но они видели исполнение обещаний в будущем и приняли это верой. Они были странниками, пришельцами на земле. 14й стих: “ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества”, но не земного отечества. 15 стих говорит, что они могли бы вернуться в свое родное отечество, если бы они его искали. Но в 16 стихе говорится, что “они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город”. 39 стих говорит, что все они умерли, не получив обещанного. В 12 главе 22 стихе сказано, что “вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму”. “Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего” (Евр.13:14).

Разве эти стихи не доказывают, что Авраам и его потомки искали нечто гораздо большее, чем земное наследие? Разве здесь не говорится о том, что они искали небесного наследия? Разве не ясно, что в завете с Аврамом Бог дал обещания, которые шли гораздо дальше обещания земного города или плодородной земли? Господь говорил о духовном, небесном владении. Разве мы не приходим к выводу, что обещания о земном, которые Бог дал Аврааму,  являются символами небесного?

Джонатан Эдвардс как-то проповедовал о том, что мы живем на этой земле как пришельцы и странники. Единственная цель этой жизни — подготовиться к небесам. Поэтому не надо очень удобно устраиваться здесь, на этой земле, не позволяйте земным сокровищам завладеть вами. Пусть ваши сокровища будут на небесах.

Но, кроме этого, нам ясно, что в завете с Авраамом Бог дал обещание и об Иисусе Христе, который должен будет прийти. Здесь говорится (Быт.22:18): “Благословятся в семени твоем все народы земли”. И понятно, что речь идет об Иисусе Христе и Евангелии, потому что Иисус произошел от Авраама. Поэтому Бог по благодати вступил в завет с Авраамом и дал обетование его потомкам. Разные обетования были даны потомкам Авраама, но самое главное, самое важное из них — это обещание о грядущем Иисусе Христе, Который искупит людей. И Авраам повиновался Богу.

Завет с Авраамом — не завет равных, это завет благодати. Мы должны понимать, что Авраам был призван из Халдейской земли по благодати. Не забывайте, что все заветы, которые Бог заключает с людьми, — это проявление извечного завета благодати. Авраам был предметом этого извечного завета. Призвание Авраама — проявление извечного завета благодати.

К моменту призвания Авраама человечество опять погрязло в грехах. Бог сужает поле деятельности, Он заключает завет благодати с одним человеком и, посредством этого, только с одним народом. Этот завет был запечатлен обрядом прохождения Бога между животными в виде огня. В этот день Он подтвердил завет, заключенный с Авраамом. Но будьте здесь очень осторожны. Будьте осторожны всякий раз, когда вы говорите о благодати. Некоторые люди говорят: “Я спасен по благодати, поэтому мне больше не нужно жить в повиновении Богу. Я спасен по благодати. Зачем мне жить святой жизнью? Я спасен по благодати, поэтому Бог не может наказать меня, и Он не осудит меня за мои грехи”.

Но разве это правда, что если Бог спасает нас по благодати, то с нас снимается всякая ответственность? Нет, ни в коем случае! Вы не правы, если думаете, что с вас снята всякая ответственность, если вы спасены по благодати. Представьте себе, что Авраам сказал бы Богу: “Да, Господь, я слышал Твой призыв. Я знаю, что я должен пойти, я знаю, что сейчас Ты хочешь заключить завет благодати. Но я хочу остаться здесь, в Халдейской стране. Я знаю, Господи, что Ты спасаешь меня по благодати. Зачем же я буду повиноваться Тебе? Ты хочешь, чтобы я пошел в землю обетованную. Но я даже не знаю, где она находится! Я согласен, чтобы Ты спас меня по благодати, спасай меня, но я остаюсь здесь”.

Как вы думаете, если бы у Авраама было такое отношение, Бог заключил бы с ним завет благодати? Нет. Что бы произошло, если бы Авраам пришел в Харран, остановился там и сказал: “Господи, я остаюсь здесь, исполни-ка все свои обещания”.

Дело в том, что, несмотря на завет благодати, мы должны повиноваться Богу. Благодать не умаляет нашей ответственности. Благодать не устраняет необходимость повиноваться Богу. Напротив, она вдохновляет нас повиноваться Ему. Благодать побуждает нас соблюдать завет, а не нарушать его. И если вы говорите, что вы спасены и можете жить так, как хотите, значит, вы никогда не были спасены. Если вы говорите: “Я живу во грехе, но я был спасен”, — значит, вы никогда не были спасены.

Заключение

Итак, наш Бог — это Бог завета, на протяжении всей истории человечества Он оставался и остается верен «завету благодати».  Бог по-прежнему милует нас и ожидает  нашего отклика на Его милость явленную нам во Христе.

У каждого человека сегодня еще есть время обратиться к Богу через Иисуса Христа и войти в  новый, лучший завет (соглашение) с Богом на Его условиях, доверяя Ему и повинуясь Его законам.

Очень хорошо об этом сказал царь Соломон: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;  ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо». (Еккл.12:13-14)

Всех кто принимает условия Бога, библия называет детьми Авраама. Это то, о чем Бог говорил ему,  призвав его в Свой «завет благодати»:  «..и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». (Быт.12:2-4)

Бог исполнит Свой Завет и все, кто войдет в него через веру в Иисуса Христа, обретет жизнь вечную.

Добавить комментарий